Пн, 19.11.2018, 22:50
Приветствую Вас Гость | RSS

  Технология - от Николаева

Меню сайта
Наш опрос
Преподавание по ФГОС
Всего ответов: 79
Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи, доклады и работы

Главная » Статьи » статьи

Трудовое воспитание школьников.

В.А. Сухомлинский. "О воспитании"
 Москва, 1973 г.

Трудолюбие - элемент духовной, интеллектуальной жизни


   Трудовое воспитание — это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Может, и не было бы нужды говорить специально о трудовом воспитании, если бы в школе и семье царствовало единство этих трех начал... Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать.
   Вдумаемся вот во что. За партой в нашей стране сидят десятки миллионов человек, т. е. вся часть населения, которая относится к возрастной группе от 7 до 17—18 лет. Это небывалое в истории человечества явление. Это великое благо социализма. Но это благо породило свои трудности, с которыми невозможно справиться без умного, мудрого подхода к ним. Общество наше вынуждено усадить за парты всех без исключения от 7 до 17 лет (а ведь в вузах на таком же положении, по существу, еще и несколько миллионов 18—25-летних), потому что без всеобщей образованности, грамотности, культуры невозможно создать всесторонне подготовленного труженика и всесторонне развитого человека. Но почему же к этому благу многие молодые люди относятся так неуважительно?..
   В дореволюционные годы стремление выбраться из нужды заставляло учиться. Теперь же этого всемогущего «воспитателя» нет. И очень хорошо. Но то обстоятельство, что за партой сидят миллионы 17-летних людей, от неосторожных движений которых трещат парты, требует — задумаемся об этом, товарищи! — могучего морального обеспечения этого великого, небывалого в истории человечества дела. Можно сказать, здесь требуется крепчайший моральный тыл, иначе из посаженных цветочных семян вырастет чертополох.
   Конечно, нелепо создавать искусственные трудности морального порядка (хотя о чувстве меры и о праве на блага мы еще будем говорить). Моральное обеспечение всеобщего среднего образования, предотвращение всех зол и бед нашего нынешнего школьного бытия прежде всего в трудовом воспитании. До тех пор, пока в школе не будет подлинного трудового воспитания, будут Вани и Алеши, уже в V—VI классах увиливающие от учения, будут и юноши, требующие от матери модную куртку и хорошие часы — «иначе в школу не пойду», будет и преступление, совершенное подростком.
   Мы считали, например, что если школьник усердно выполняет трудовые задания в школьные годы, то с таким же усердием он будет относиться к труду и после окончания школы. Жизнь же убеждала, что это далеко не все: ученик может добросовестно выполнять, что от него требуется в школе, но... он морально не подготовлен к жизни, нередко даже при наличии практических умений и навыков.
   Возникла проблема воспитания моральной зрелости. Что надо сделать, чтобы ученик был внутренне готовым к трудовой жизни?..
 Если обучать воспитанника десять лет, давать ему знания основ наук, а потом, когда он кончит школу, дать ему в руки лопату и сказать: «А теперь вот будешь работать.   Копать надо вот так»,— это будет для него трагедией. Такую трагедию и переживают те выпускники средней школы, духовная жизнь, мысли и чувства которых на протяжении десяти лет были оторваны от жизни, от труда. Подготовка к будничному труду.. должна проводиться... по всем линиям жизни воспитанников, и важнейшей из этих линий является сознание, мысль, духовная жизнь.
   Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни — интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий. Чем умнее человек, чем богаче его эмоции и сильнее воля, тем ярче проявляется у него наклонность к разнообразным видам трудовой деятельности... Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя воспитать его и без серьезных, умных слов.
   Некоторые критики программ и учебных планов средней школы видят их недостаток в том, что «они перегружены гуманитарными предметами в ущерб предметам естественного цикла». Высказываются требования сократить гуманитарный материал в программах и тем самым улучшить подготовку молодежи к практической деятельности, устранить отрыв обучения от жизни. Если следовать этой критике, то можно прийти к выводу, что изучение предметов гуманитарного цикла не имеет никакого отношения к воспитанию трудолюбия. Это крайне примитивный взгляд. Подготовка к жизни и деятельности не исчерпывается овладением узким кругом умений и навыков... Гуманитарные предметы должны быть важнейшим средством, формирующим и направляющим духовную жизнь школьников, помогающим им осмыслить свой труд.
   Нельзя согласиться с поверхностным взглядом на процесс воспитания, утверждающим, что якобы значительный физический труд, преодоление лишений и препятствий — все это само по себе является духовной закалкой, идейным воспитанием. Воспитательная роль труда зависит от того, как он отражается в духовной жизни, как преломляется в мыслях и чувствах, насколько глубоко затрагивает волевую сферу.
   Отсутствие умного труда, равно как и бездумная загрузка человека любым физическим трудом — лишь бы не допустить безделья,— одинаково пагубны для умственного развития учащихся.
   Поверхностность в учении — самый страшный порок учебно-воспитательной работы... Пустое времяпрепровождение развращает воспитанников, прививает порочные наклонности именно в том возрасте, который наиболее восприимчив. В нашем распоряжении есть много примеров того, как после окончания школы воспитанник оказался не подготовленным к жизни потому, что он бездельничал в учении. Ни увещевания, ни привлечение к производительному труду не могут предотвратить этого порока, если ученик ничего не делает на уроках. Он может даже заинтересоваться производительным трудом, потому что последний выполняется сравнительно редко и вносит какое-то разнообразие в скучную жизнь бездельника.
   Труд как целенаправленное воздействие на личность особенно тесно связан многочисленными зависимостями и обусловленностями с другими воспитательными воздействиями, и если эти зависимости и обусловленности не реализуются, труд превращается в постылую обязанность, не дает ничего ни разуму, ни душе.
 ...Трудовое воспитание нельзя представлять как применение разрозненных средств или организационных форм. Я читал немало газетных статей, авторы которых считают, что, если в сельской школе есть учебно-производственная бригада, а в городской школе мастерская,— проблему трудового воспитания можно считать решенной. Конечно, и бригада, и мастерская — очень важные вещи. Но и это лишь отдельные грани трудового воспитания. Трудовое воспитание — это исключительно емкое, многогранное понятие. Многие годы работы в школе, сотни человеческих судеб — все это твердо убедило меня в том, что трудовое воспитание — весь смысл, вся устремленность жизни школы и семьи.
   Труд и трудовое воспитание — это вещи, стоящие не рядом с учением, нравственным воспитанием и развитием. Труд — это вещь всепроникающая и всеобъемлющая. К каким бы ухищрениям ни прибегали мы в школе, стремясь вовлечь ребенка (потом подростка, юношу) в другую работу, кроме учения, все-таки учение занимает и будет занимать главное место в его духовной жизни, и от этого никуда не уйдешь! И трудовое воспитание надо начинать с этого. Это начало начал. Мысль, познание мира, постижение истин, добывание знаний, формирование на их основе собственных взглядов, убеждений — вот что должно быть трудом для школьника.
   Умственный труд учащихся является активной мыслительной деятельностью с целью правильного, научного познания действительности. Активной потому, что без этого качества учение теряет характер труда, превращаясь в бессмысленное и поэтому обременительное для ребенка пассивное усвоение знаний.
Умственно трудиться — это значит не просто «думать». Мышление приобретает характер труда при том условии, когда оно целенаправленно, когда человек стремится к достижению определенного результата.
   Учение становится трудом только при том условии, когда в нем есть важнейшие признаки всякого труда— цель, усилия, результаты.
Отрыв физического труда от труда интеллектуального в школьные годы так же опасен, как и схоластическое обучение. Соединение умственного труда с физическим — это не механическое увеличение физической нагрузки рядом с нагрузкой умственной, а постоянное применение интеллектуальных усилий в физическом труде.
   Правильный взгляд на умственный труд предупреждает ложные представления о разделении труда на «чистый» и «грязный». Познав на собственном опыте усилия настоящего умственного труда, воспитанник может проникнуться уважением и к труду физическому.

 

Категория: статьи | Добавил: palych-2 (18.01.2015)
Просмотров: 426 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Случайное фото

Все права защищены © 2018. Технология от Николаева
Создать бесплатный сайт с uCoz Индекс цитирования. Таблица html Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика