Вт, 19.03.2024, 10:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Технология от Николаева

Меню сайта
Наш опрос
Преподавание по ФГОС
Всего ответов: 90
Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Понятие творчества, 10 класс

Цель:

О – познакомить учащихся с понятием творчества, творческого процесса, интеллектуальной собственности, логическими и эвристическими задачами. Научить воспринимать и анализировать, систематизировать информацию с экрана.

Р – развивать мышление, внимание, аккуратность.

В – воспитывать у учащихся наблюдательность, сообразительность, увлеченность, бережное отношение к технике.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебный слайд – фильм «Понятие творчества».

План урока.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

 

 

2

Актуализация знаний

Согласны ли вы с утверждением, что «самым ценным для общества является свободное время человека?». Творчество присуще человеку и важно как для него самого так и для общества в целом. Общество развивается благодаря новым открытиям, идеям и техническим изобретениям. Новые идеи проявляются чаще всего как взрыв, скачок, резкий выход на качественно новый уровень. Как же осуществляется этот творческий «взрыв»? Можно ли проследить механизм творчества и попытаться смоделировать его? – Об это и пойдет речь на нашем уроке

Восприятие, отвечают на вопросы учителя.

2

Формирование знаний

работа с учебным слайд – фильмом «Понятие творчества»

На свете существует множество определений понятия «творчества». Сравним только три из них:

  1. Американский ученый П. Хилл: «Творчество – это успешный полет мысли за пределы известного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее»
  2. Польский исследователь Матейко: «Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций»
  3. Большой энциклопедический словарь: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно  - исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности»

Попытаемся сравнить эти понятия. Скажите, пожалуйста, что в них общего?

Процесс творчества – сложное явление. В 1926 году американский психолог Г. Уоллес предпринял первую попытку обозначить основные стадии творческого процесса.

  1. Формулирование задачи, определение цели, сбор информации и начальные попытки решения проблемы.
  2. Инкубация (вызревание). Человек может заниматься своими делами, а проблема остается в подсознании.
  3. Озарение – возникновение идеи решения.
  4. Проверка правильности решения: испытание или реализация идеи.

Существует несколько различных видов искусства: художественное, научное, техническое.

Рассмотрим техническое творчество. Техническое творчество – получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах. Техническое творчество включает в себя проектирование и конструирование.

Проектирование - разработка и обоснование проекта, какого- либо объекта, отвлеченного от вещественной формы.

Результат: проект, представленный в виде текстов, графиков, эскизов, расчетов, моделей.

Конструирование   - разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей всех его деталей и отдельных частей машины.

Отдельное явление – это изобретательство. Творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и решения изобретательских задач создается нечто принципиально новое.

Каждый изобретатель должен знать законы, охраняющие интеллектуальную собственность.

Согласно Конституции РФ ст. 44: Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Интеллектуальная собственность: информация, идеи, знания, которые могут быть представлены на материальном носителе.

Объектами авторского права являются:

  • Объекты авторского права (произведения науки, литературы, искусства)
  • Объекты смежных прав (исполнения, фонограммы, телевизионные и радиопередачи)
  • Объекты патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы)
  • Средства индивидуализации (товарные знаки, фирменные наименования)
  • Нетрадиционные объекты (селекционные достижения, открытия, рационализаторские предложения).

В России с 14 октября 1992 года вступил Патентный закон РФ. Согласно этому закону в нашей стране осуществляется правовая охрана изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Эта охрана подтверждается патентом. Действует в течение 20 лет, свидетельство – 5 лет, промышленный образец – 10 лет.

Впервые в России охранные документы выдавались при Петре 1.

Патентный поиск :

  • Не повторяет ли изобретение уже сделанное.
  • Были ли аналогичные решения.
  • Когда, кем и какой документ закреплен за тем или иным техническим решением.
  • Каковы достижения в той или иной области техники.

 Патент выдают, если изобретение отвечает следующим критериям:

  • новизна
  • промышленная применимость
  • отличительность.

Рационализация - действия, направленные на то, чтобы усовершенствовать, сделать более разумными машину, способ или процесс.

«Рацио» (лат.) – «разум».

Рационализаторское предложение – посильное каждому техническое творческое решение.

Права авторства охраняются бессрочно. Присвоение авторства влечет за собой ответственность по законам РФ

 

 

 

 

 

 

 

Восприятие. Записывают понятия в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Схематично записывают этапы.

5

Практическая работа

5.1 Решение творческих работ.

5.2Тесты на креативность

Протестируйте себя на креативность (способность  к творчеству).

Незавершенные фигуры (Тест Торренса)

Решение необычных задач (тест Торренса) Придумайте и предложите письменное решение необычных ситуаций.

  1. Что будет на Земле, если все люди станут легкими, как пушинки?
  2. На Землю высадилось несколько тысяч инопланетян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпримите?
  3. Что изменится в жизни людей, если все деревья будут расти горизонтально?
  4. Сравните оригинальность  и объем всех ответов в классе.

Решить задачи и пройти тестирование на креативность.

6

Анализ работы учащихся, домашнее задание

Ответьте на вопросы: Сегодня на уроке я узнал что…

Мне больше всего понравилось…

Отвечают на вопросы

7

Уборка рабочих мест

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Случайное фото
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Block title
Block content

Все права защищены © 2024. Технология от Николаева
Создать бесплатный сайт с uCoz Индекс цитирования. Таблица html Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика