2
|
Формирование знаний
работа с учебным слайд – фильмом «Понятие творчества»
|
На свете существует множество определений понятия «творчества». Сравним только три из них:
- Американский ученый П. Хилл: «Творчество – это успешный полет мысли за пределы известного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее»
- Польский исследователь Матейко: «Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций»
- Большой энциклопедический словарь: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности»
Попытаемся сравнить эти понятия. Скажите, пожалуйста, что в них общего?
Процесс творчества – сложное явление. В 1926 году американский психолог Г. Уоллес предпринял первую попытку обозначить основные стадии творческого процесса.
- Формулирование задачи, определение цели, сбор информации и начальные попытки решения проблемы.
- Инкубация (вызревание). Человек может заниматься своими делами, а проблема остается в подсознании.
- Озарение – возникновение идеи решения.
- Проверка правильности решения: испытание или реализация идеи.
Существует несколько различных видов искусства: художественное, научное, техническое.
Рассмотрим техническое творчество. Техническое творчество – получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах. Техническое творчество включает в себя проектирование и конструирование.
Проектирование - разработка и обоснование проекта, какого- либо объекта, отвлеченного от вещественной формы.
Результат: проект, представленный в виде текстов, графиков, эскизов, расчетов, моделей.
Конструирование - разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей всех его деталей и отдельных частей машины.
Отдельное явление – это изобретательство. Творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и решения изобретательских задач создается нечто принципиально новое.
Каждый изобретатель должен знать законы, охраняющие интеллектуальную собственность.
Согласно Конституции РФ ст. 44: Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Интеллектуальная собственность: информация, идеи, знания, которые могут быть представлены на материальном носителе.
Объектами авторского права являются:
- Объекты авторского права (произведения науки, литературы, искусства)
- Объекты смежных прав (исполнения, фонограммы, телевизионные и радиопередачи)
- Объекты патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы)
- Средства индивидуализации (товарные знаки, фирменные наименования)
- Нетрадиционные объекты (селекционные достижения, открытия, рационализаторские предложения).
В России с 14 октября 1992 года вступил Патентный закон РФ. Согласно этому закону в нашей стране осуществляется правовая охрана изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Эта охрана подтверждается патентом. Действует в течение 20 лет, свидетельство – 5 лет, промышленный образец – 10 лет.
Впервые в России охранные документы выдавались при Петре 1.
Патентный поиск :
- Не повторяет ли изобретение уже сделанное.
- Были ли аналогичные решения.
- Когда, кем и какой документ закреплен за тем или иным техническим решением.
- Каковы достижения в той или иной области техники.
Патент выдают, если изобретение отвечает следующим критериям:
- новизна
- промышленная применимость
- отличительность.
Рационализация - действия, направленные на то, чтобы усовершенствовать, сделать более разумными машину, способ или процесс.
«Рацио» (лат.) – «разум».
Рационализаторское предложение – посильное каждому техническое творческое решение.
Права авторства охраняются бессрочно. Присвоение авторства влечет за собой ответственность по законам РФ
|
Восприятие. Записывают понятия в тетрадях.
Отвечают на вопросы учителя.
Схематично записывают этапы.
|