Вт, 19.03.2024, 14:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Технология от Николаева

Меню сайта
Наш опрос
Преподавание по ФГОС
Всего ответов: 90
Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Моя концепция

 

Концепция -

 система взглядов на что-нибудь;

основная мысль; замыселтеоретическое построение;

то или иное понимание чего-нибудь

 

Контрольно - оценочная деятельность на уроках технологии.

Применение активной оценки.

Современный опыт показывает, что образование - это создание  человеком образа вселенной в себе самом, при помощи  активного вложения себя в мир предметной, социальной  и духовной культуры. Основной миссией становится создание  условий для  самоопределения и самореализации ученика - объекта познавательной деятельности.

В свете внедрения образовательных стандартов  второго поколения философия образования стала радикально меняться, и поэтому изменение формы контрольно-оценочной деятельности на уроках становится особенно актуальным .

Мне нравится мысль известного шахматиста Каспарова: «Дураков в природе нет, есть человек не на своем  месте». Поэтому задача учителя направить, заметить и помочь найти молодому человеку свое место в жизни.
Согласитесь, это совсем другое, чем передача готовых знаний.

В любой деятельности человека необходимыми ее элементами являются контроль и оценка. Контрольно-оценочная деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса. Контроль понимают как процесс сравнения контролируемого объекта деятельности с эталонами, нормами, критериями. Оценка - это устное или письменное выражение результатов контроля.

Прежде всего, обратимся к традиционной практике  контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе. В большинстве она характеризуется следующим:

  • единственным контролером и оценщиком на уроке является учитель;
  • оцениваются только результаты обучения (то, как идет процесс усвоения знаний остается вне внимания);
  • содержание контроля (что именно будет оценивается) часто не указывается;
  • на уроках слишком много времени тратится на контроль;
  • применяется только балльная  или рейтинговая оценка;
  • оценки иногда используются как средство давления на учеников

  Результатами такого контроля являются следующие последствия:
- остается мало времени на изучение учебного материала, отработку предметных и общеучебных умений и навыков, на общение учителя с учениками;
- деформируются познавательные мотивы (с усвоения знаний на получение хороших оценок);

- оценки часто становятся причиной ухудшения отношений между учителем и учениками; ученики испытывают неуверенность из-за того, что учитель может вызвать отвечать и можно получить плохую оценку.

Анкета среди учеников седьмых классов показала, что большинство учеников не стремятся отвечать, боятся получить плохую отметку.

- некоторые ученики привыкают к плохим оценкам, поэтому у них притупляется личное достоинство и снижается уровень самооценки;

- одной из причин отставания в учебе является то, что у многих учеников не сформированы умения самооценки (я не умею себя оценивать, вам виднее);
- неуспешные ученики чувствуют невозможность достичь большего и совсем перестают учиться, надеются, что какие-то баллы им поставят (сейчас все оценки положительные). Это приводит к иждивенчеству, ученики снимают с себя ответственность за учебу, что потом выливается в личные и социальные проблемы.

Между тем существует другая практика контрольно - оценочной деятельности - активная оценка (АО).

Она нужна для того, что бы:

  1.учителя получали большую отдачу от обучения;
  2.вместо конкуренции на урок пришло сотрудничество;
  3. повысилась индивидуализация обучения;
  4.ученики работали более эффективно и сознательно;
  5.улучшились результаты обучения;
  6. родители участвовали в учебном процессе.

Активная оценка (АО) - это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи (и этому радоваться), ошибки (и работать над ними); обладать процедурами оценки, управлять личным обучением.

АО охватывает большой спектр действий и методов, непосредственно связанных с обучением, а главное - помогает учителю изменить представление о своей и ученической  роли в процессе формирования умений и навыков и обретения знаний.

 Обучение - внутренний и индивидуальный процесс. Можно подвести лошадь к воде, но нельзя заставить её  напиться.

Понимание этой простой вещи стимулирует нас задуматься о подходе учителей к обучению. О чем мы думаем, планируя урок: как научить, передать и проверить знания - или какие создать условия, чтобы ученик учился? Какие шаги мы делаем, чтобы создать ученику учебные условия? Что мы можем сделать иначе? Как сделать, чтобы ученик почувствовал ответственность за свое собственное обучение?

На эти вопросы отвечает АО, но намного важнее изменение самой идеи, подхода к обучению. Какой урок самый эффективный? Без чего невозможен положительный результат?  Главное в эффективном уроке - это работа самих учеников!

Применение АО создает атмосферу, которая способствует обучению. В этой атмосфере у учащихся:

  • усиливается ощущение собственной значимости;
  • повышается их познавательная мотивация и ответственность  за учебные успехи и неудачи;
  • возрастает уровень самостоятельности;
  • есть условия для сотрудничества;
  • ученики лучше понимают процесс учения.

Предметом АО являются не только  знаниевые  и творческие результаты , но и сама деятельность по их получению.

Правила   организации обучения с АО:

При планировании урока

1. всегда определять  критерии оценки его результативности.
2.всегда знакомить учеников с этими критериями.
3. давать  ученикам возможность обратной связи.
4.учить  учеников ответственности за их обучение.
5. предоставлять ученикам возможности оценки и самооценки.
6.оценивать  работу учеников только после их самооценки.
7. давать  учащимся возможность улучшить свою работу и показать, как это можно сделать.
8.верить  в возможности учеников и демонстрировать  им свои надежды, что они могут достичь большего.
9. сообщать  родителям о прогрессе их ребенка, вооружать  их критериями оценки.

10.  создавать  атмосферу сотрудничества, а не соревнования.

   Позиция ученика, когда учитель применяет активную оценку, характеризуется следующим :
• я знаю зачем и чему я должен научиться;
• мне нравится , когда учитель говорит со мной о моем прогрессе и каждую минуту знает , на каком этапе обучения я нахожусь;
• я получаю от учителя информацию о том, что мною сделано хорошо, что я могу улучшить , как я могу развиваться дальше;
• я осуществляю контроль и оценку своей деятельности и ее результатов , что дает мне возможность работать над ошибками и развивать свою деятельность
• я использую знания и умения моих одноклассников .

Ядром активной оценки является обратная связь (ОС). Это, как известно, воздействие результатов функционирования какой-либо системы на характер этого функционирования. Для школьного урока и образовательного процесса в целом ОС имеет очень важное значение, так как она:
• обеспечивает качественное планирование. План, конспект, реферат или технологическая карта урока, включающих ОС - это основа его эффективности;
• создает возможности для отслеживания процесса обучения школьников, поскольку задает для этого соответствующий инструментарий;
• сама является полезным для учащихся и важным дидактическим умением : если на уроках учителями  ( и учениками ) часто применяется ОС, то ученики овладевают соответствующими процедурами;
• оказывает на учащихся эмоциональное воздействие и служит сильным мотивирующим  фактором: ученик радуется своим  успехам и видит, над чем конкретно ему еще предстоит поработать;
• формирует адекватную самооценку учеников.

Эффективность ОС зависит от того, как ее учитель организует. Приведем примеры ОС, которая, скорее всего, не является полезной, и покажем, как ее можно улучшить (таб.1)

Примеры неудачной и удачной обратной связи

Примеры обратной связи

Сомнения и вопросы, которые могут возникнуть у ученика

Как улучшить обратную связь

Попробуй развить тему

Как это сделать?

Скажи, как изменится процесс, если…

Тебе нужно быть более старательным

Как?

Чтобы твоя работа была более качественной, что нужно было бы сделать по-другому?
 

Подойди к теме более детально

Что это значит?

Ты можешь рассказать о строении …?
 

Хорошая работа

В чем она хороша? Может быть в ней есть какие-то недостатки, если она не отлична? Какие?

Посмотри на критерии. Каким критериям твоя работа соответствует?

Обрати внимание на ошибки, которые я отметил
 

Мне на них только посмотреть?

В твоей работе есть ошибки (посмотри). Как ты думаешь, чем они вызваны? Что ты можешь сделать, чтобы от них избавиться?

Сконцентрируйся  на теме
 

Что это?

Обрати внимание в параграфе на ... Запиши главную мысль каждого параграфа

Молодец! Существенный прогресс

В чем молодец? В чем прогресс? С каких пор?

Как ты думаешь, в чем за последний месяц ты улучшил свои результаты? Благодаря чему?
 

Тебе нужно больше стараться

Я и так стараюсь!

Тебе нужно обратить внимание на ... Попробуй сделать ...
 


      Очевидно, что записи в правом столбце таблицы касаются критериев, по которым оценивается работа ученика и ее результаты. С помощью своих вопросов и замечаний учитель предлагает ученику соотнести свою работу с предложенными  (или выделенными совместно) нормами, требованиями. Замечания должны быть конкретными. Они должны показывать ученику, как ему дальше учиться. Эти замечания нужно  писать в тетради после выполнения учебных работ. 
     Для осмысления особенностей контрольно-оценочной деятельности в рамках стратегии активной оценки сравним ее с традиционной практикой контроля и оценки (таб. 2)

Организация контрольно- оценочной деятельности в рамках традиционного и инновационного обучения

Позиции для сравнения

Традиционная практика КОД

Активная оценка

Задачи контроля

Выяснить степень усвоения учебного материала и поставить оценки

Оценить ход и результаты познавательной деятельности учащихся для ее развития
 

Объекты контроля

Результаты обучения: знания, умения и навыки

Результаты обучения: знания, умения и навыки, показатели развития, а также процесс обучения

Субъекты контроля

Учитель

Учитель, ученики, родители учеников

Эталоны для оценивания

Требования учебной программы

Требования учебной программы, заранее определенные критерии оценки работы и ее результатов

Процедура оценки

Сравнение результатов обучения с эталоном

Сравнение хода и результатов деятельности учащихся не только с эталонами, критериями, но и с начальным уровнем обученности
 

Средства контроля

Вопросы, задания, контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены

Вопросы, задания, контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены, рефлексия
 

Фиксация результатов

Оценки, рейтинг

Оценки, а также качественные характеристики, в которых дается характеристика образовательного приращения ученика, по заранее определенным критериям

 


      Для успешного использования  АО  и организации  ОС необходимы соответствующие дидактические средства: диагностическое  целеполагание, критерии правильного выполнения заданий и хода работы над ними, вопросы учителя к ученикам, встроенный в процесс обучения контроль и самоконтроль, тесты, комментарии учителя к выполненным учениками заданиям; эталоны правильных ответов, культурно-исторические аналоги, рефлексия и др. Нет цели подробно останавливаться на подготовке урока с использованием АО. На это уйдет очень много времени.

Как работают стратегии КОД

Необходимо:

1.  Ключевой вопрос:
Мы охотно учимся тому, в чем имеем интерес, что нас интригует, что необходимо нам для достижения цели. Мы стремимся понять и легко запоминаем то, что нас интересует. Ключевой вопрос - именно такой элемент АО.  Ключевой вопрос примечателен  тем, что одновременно выполняет несколько функций:
      • пробуждает любознательность и интерес к теме;
      • поощряет думать;
      • привлекает внимание и ставить вызов;
      • ускоряет усвоение материала;
      • тесно связан с целью урока или серии уроков;
      • ускоряет выполнение целей урока.

        2. Постановка вопросов.

  Вопросы  к  ученикам выполняют прежде всего учебную функцию. Задаваемые в ходе урока вопросы должны служить обучению. Однако не каждый способ постановки вопросов и получения на них ответов способствует обретению и закреплению знаний и умений и навыков.

   Предложенная в АО тактика задавания вопросов основывается на том, чтобы сначала задать вопрос, после оставить время на размышление – соизмеримое  степени тяжести вопроса и достаточное, чтобы даже робкие и неуверенные дети сумели сосредоточиться, и только тогда выбрать ученика, который должен дать ответ. Существенно также, чтобы учитель сам решил, кого спросить, а это связано с отказом от поднимания учениками рук.

 Представим ситуацию, в которой учитель спрашивает   тех учеников, которые просятся ответить - в то время часть класса может оставаться в состоянии бездействия и без внимания. Если цель вопроса - упорядочить знания, они будет достигнута только в случае активных  учеников. Если вопрос направлен​​на то, чтобы сориентироваться, насколько класс уже сведущий в этой теме, учитель получает ошибочную информацию: незаметные ученики и дальше не будут знать материала. В этой ситуации ответы учеников - непрочный грунт: только часть класса успела за учителем, остальным может не хватить важных сведений, необходимых для понимания и усвоения очередного материала. Если же мы задаем вопрос, чтобы активизировать учащихся и побудить их к размышлениям и самостоятельного решения проблемы, опрос желающих тоже не имеет смысла - интенсивно работать будут только те, кто уже имеет желание. Принцип неподнимания рук помогает учителю лучше контролировать, насколько равномерно он опрашивает всех учеников, не обходит одних и не выделяет других. Можно еще добавить жеребьевка: тянуть карточки с именами учеников - это внесет элемент лотереи -игры и улучшить атмосферу, сделает ее более безопасной и благоприятной для обучения. При выполнении, конечно, остальных условий.

Принципы задавания вопросов:

  1. Время ожидания ответа всегда соизмерим степени тяжести вопроса.
  2. Ученики не поднимают рук - учитель сам решает, кого спросить.
  3. Только тот не допускает ошибок, кто не отвечает на вопрос.
  4. Учащиеся имеют право согласовывать ответы в парах.

Приемы:

не поднимаем рук, согласовываем ответ в группах или парах, кубик блума.
     3. Ответственность за собственное обучение:

Информируем учащихся о целях

В АО планирование урока начинается с определения целей урока (или серии уроков) и критериев успеха - конкретных фактов и явлений, после которых учитель и ученик могут узнать, цели были достигнуты.

В школьной практике мы чаще озвучиваем ученикам тему урока, которая не всегда однозначна и не всегда совпадает с целями, которые мы хотим достичь. Ученик может вообще не осознавать, до какого пункта он должен дойти.

Озвучивание ученикам четкой цели, сформулированной как результат работы на уроке, обычно способствует ее достижению. Методические пособия и учебные программы предлагают нам цели, однако их язык не всегда будет понятен для ученика. К тому же, есть несколько целей урока - и учителю приходится рассуждать, какая из них самая важная, какую предоставить ученикам. Стоит представить себе конечный эффект, довод в пользу того, что на уроке мы не потратили время зря.

Важно сосредоточиться на главных вопросах, усвоить основополагающие понятия, без которых невозможно понимание события, причем языком учеников.

Определение целей урока ускоряет процесс обучения, а ученики соучаствуют в уроке.

 4.  Критерии достижения целей и обратная информация

По мнению специалистов, самый важный фактор, благоприятный для обучения - подробная и объективная обратная информация. Элементом АА, который неразрывно связан с целями и создает мост к обратной информации, являются критерии достижения цели, которые обнаруживают, была ли и насколько была достигнута цель.

Ученик точно знает, какую работу он должен выполнить, какими будут ожидании учителя. Такая ясность - один из элементов построения учебной атмосферы, основанную на доверии к учителю и на самостоятельности ученика.
Разработка критериев достижения целей необычайно полезна при создании тестов. Это очень существенная деталь: ученик узнает о требованиях  теста не перед уроком повторения темы, а перед началом ее изучения. Благодаря чему он может самостоятельно отслеживать свои успехи, определяя, что он уже изучил и знает, а над чем должен поработать.

Следует побудить родителей к сотрудничеству. Вместо того, чтобы задавать вопрос « Что ты сегодня получила? » Или « Как было в школе », они могут спросить « Что ты сегодня выучил? », « О чем новое узнал? ».

Понимание учащимися критериев достижения целей увеличивает их ответственность и самостоятельность. Озвучивание ученикам требований перед занятиями способствует учебному процессу и делает его открытым. Главное, что  ученики знают, что тесты, контрольная, практические работы будут составлены и оценены именно по этим критериям.

В АО мы позволяем ученику заметить, какие успехи он имеет, что нового изучил. Эту функцию выполняет обратная информация, плотно связанная с критериями достижения цели. В работах ставим не бал, а пишем свою оценку - обратную связь (информацию).

Обратная информация содержит три обязательных элемента:

• положительные аспекты работы ученика;

• то, что требует исправления (улучшения);

• информация о том, как следует выполнить исправления, какой следующий шаг в развитии может сделать ученик.

 Каждый ученик получает информацию о том, что дальше: «слабый» узнает, над чем и каким образом работать, чтобы усовершенствовать нынешние умения и навыки и усвоить материал, «сильный» получит еще более интересное задание, которое может даже выходит за рамки программы.

Конечно, это большой труд для учителя 

    5. Сотрудничество: взаимооценка и взаимообучени

Обратная информация не обязательно должна исходить от учителя, ее автором может быть и другой ученик. Задача учителя - подготовить класс  к применению взаимной оценке. Учащиеся должны знать принципы изложения обратной информации и помнить: подавая ее, они обращаются к критериям успеха.

взаимооценка- это обратная информация.

взаимооценка формирует общественные умения и навыки. Конечно и здесь вырабатываются  особые правила , которые должны учитывать все.

6. Самостоятельность: самооценка и планирование собственного обучения

Еще одна личность, которая может дать ученику обратную информацию -он сам. Можно допустить, что ученик, который тщательно выполнял задание, будет в состоянии заметить в своей работе не только положительные элементы, но и недоделки. Пожалуй, нет. Ведь самооценка не то же самое, что самопроверка. Ученик может поправить задание с помощью учителя или через сравнение своей работы с образцом, а после самостоятельно определить, что он уже усвоил - а что еще создает проблему. И на этом базируется самооценка. В классе, где царит атмосфера обучения, ученики не имеют проблемы как с подробной самооценкой, так и с сообщением учителю,что они еще не усвоили или не понимают. Они часто обращаются с просьбой подобрать соответствующие упражнения на закрепление или на выявление сложных и неясных вопросов. Такая ситуация полностью меняет роли. Ученик и учитель - союзники. Ученики перестают не выполнять домашние задания. Они быстро понимают, что для них это потеря: в результате они имеют меньшие знания и слабее умения и навыки.

Самооценка - это не самопроверка.

Ученик сможет наилучшим образом определить, что уже умеет, а что для него создает проблему.

недостатки активной оценки
Активная оценка является частью учительской интуиции. Многие из учителей,   заметят, что использовали некоторые элементы активной оценки в своей практике и раньше. Тем не менее только систематическое применение целостного подхода приносит желаемые результаты. В то же время использование активной оценки полностью меняет стиль преподавания, и, таким образом, атмосферу в классе с подходом к обучению.

  • Приготовление отзывов для обратной связи занимает много времени
  • Трудоемкость подготовки к уроку (цели, критерии оценки, ключевые вопросы)
  • Задавание  вопросов занимает много времени
  • Формулирование ключевых вопросов
  • Сокращение количества отметок
  • Склонение родителей и учеников к активной оценке

Я думаю, что КОД, проблема оценки - это одна  из самых больших забот современной школы. Дети учатся ради оценок, а не для себя.  Я почувствовал это на своем опыте - то, что я изучал ради оценок, я совсем не помню. В отличие от того материала, по которому я прошёлся основательно, и который до сих пор помню прекрасно.

Активная оценка не требует упразднить оценки, или отказаться от выставления баллов. Она не относится к контрольным, тестовым, проверочным работам. Это оценка процесса учения и развития. Но именно она мощный стимул для получения знаний. Баллы - это информация, или ученики достаточно усвоили определенный материал. Активная оценка - это такая оценка, которая помогает ученикам учиться.

Обе оценки нужны: ученик требует информации как о том, что сделал хорошо и что должно улучшить, так и о том, насколько он овладел определенной частью материала.

Разница между активной и обычной оценками хорошо иллюстрируется через сравнение: если мы в столовой пробуем  суп - это оценка, если то же делает повар на кухне, чтобы убедиться, какой у супа вкус - это активная оценка. Разница в том, что мы с супом уже ничего не сделаем, а вот повар еще может его переделать.

Когда мы начнем использовать эту оценку на всех уровнях образования, возможно со временем исчезнет «борьба за оценки» и учеба будет сознательным выбором и будет приносить удовольствие. Потому что тому, кто хочет и любит учиться, балльная оценка не нужна.

Учитель  лишь до тех пор способен   воспитывать  и  образовывать,  пока  сам  работает  над  своим собственным воспитанием и образованием  

 

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Случайное фото
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Block title
Block content

Все права защищены © 2024. Технология от Николаева
Создать бесплатный сайт с uCoz Индекс цитирования. Таблица html Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика