Меню сайта
Наш опрос
|
Моя концепция
Концепция - система взглядов на что-нибудь; основная мысль; замысел; теоретическое построение; то или иное понимание чего-нибудь
Контрольно - оценочная деятельность на уроках технологии. Применение активной оценки. Современный опыт показывает, что образование - это создание человеком образа вселенной в себе самом, при помощи активного вложения себя в мир предметной, социальной и духовной культуры. Основной миссией становится создание условий для самоопределения и самореализации ученика - объекта познавательной деятельности. В свете внедрения образовательных стандартов второго поколения философия образования стала радикально меняться, и поэтому изменение формы контрольно-оценочной деятельности на уроках становится особенно актуальным . Мне нравится мысль известного шахматиста Каспарова: «Дураков в природе нет, есть человек не на своем месте». Поэтому задача учителя направить, заметить и помочь найти молодому человеку свое место в жизни. В любой деятельности человека необходимыми ее элементами являются контроль и оценка. Контрольно-оценочная деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса. Контроль понимают как процесс сравнения контролируемого объекта деятельности с эталонами, нормами, критериями. Оценка - это устное или письменное выражение результатов контроля. Прежде всего, обратимся к традиционной практике контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе. В большинстве она характеризуется следующим:
Результатами такого контроля являются следующие последствия: - оценки часто становятся причиной ухудшения отношений между учителем и учениками; ученики испытывают неуверенность из-за того, что учитель может вызвать отвечать и можно получить плохую оценку. Анкета среди учеников седьмых классов показала, что большинство учеников не стремятся отвечать, боятся получить плохую отметку. - некоторые ученики привыкают к плохим оценкам, поэтому у них притупляется личное достоинство и снижается уровень самооценки; - одной из причин отставания в учебе является то, что у многих учеников не сформированы умения самооценки (я не умею себя оценивать, вам виднее); Между тем существует другая практика контрольно - оценочной деятельности - активная оценка (АО). Она нужна для того, что бы: 1.учителя получали большую отдачу от обучения; Активная оценка (АО) - это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи (и этому радоваться), ошибки (и работать над ними); обладать процедурами оценки, управлять личным обучением. АО охватывает большой спектр действий и методов, непосредственно связанных с обучением, а главное - помогает учителю изменить представление о своей и ученической роли в процессе формирования умений и навыков и обретения знаний. Обучение - внутренний и индивидуальный процесс. Можно подвести лошадь к воде, но нельзя заставить её напиться. Понимание этой простой вещи стимулирует нас задуматься о подходе учителей к обучению. О чем мы думаем, планируя урок: как научить, передать и проверить знания - или какие создать условия, чтобы ученик учился? Какие шаги мы делаем, чтобы создать ученику учебные условия? Что мы можем сделать иначе? Как сделать, чтобы ученик почувствовал ответственность за свое собственное обучение? На эти вопросы отвечает АО, но намного важнее изменение самой идеи, подхода к обучению. Какой урок самый эффективный? Без чего невозможен положительный результат? Главное в эффективном уроке - это работа самих учеников! Применение АО создает атмосферу, которая способствует обучению. В этой атмосфере у учащихся:
Предметом АО являются не только знаниевые и творческие результаты , но и сама деятельность по их получению. Правила организации обучения с АО: При планировании урока 1. всегда определять критерии оценки его результативности. 10. создавать атмосферу сотрудничества, а не соревнования. Позиция ученика, когда учитель применяет активную оценку, характеризуется следующим : Ядром активной оценки является обратная связь (ОС). Это, как известно, воздействие результатов функционирования какой-либо системы на характер этого функционирования. Для школьного урока и образовательного процесса в целом ОС имеет очень важное значение, так как она: Эффективность ОС зависит от того, как ее учитель организует. Приведем примеры ОС, которая, скорее всего, не является полезной, и покажем, как ее можно улучшить (таб.1) Примеры неудачной и удачной обратной связи
Организация контрольно- оценочной деятельности в рамках традиционного и инновационного обучения
Как работают стратегии КОД Необходимо: 1. Ключевой вопрос: 2. Постановка вопросов. Вопросы к ученикам выполняют прежде всего учебную функцию. Задаваемые в ходе урока вопросы должны служить обучению. Однако не каждый способ постановки вопросов и получения на них ответов способствует обретению и закреплению знаний и умений и навыков. Предложенная в АО тактика задавания вопросов основывается на том, чтобы сначала задать вопрос, после оставить время на размышление – соизмеримое степени тяжести вопроса и достаточное, чтобы даже робкие и неуверенные дети сумели сосредоточиться, и только тогда выбрать ученика, который должен дать ответ. Существенно также, чтобы учитель сам решил, кого спросить, а это связано с отказом от поднимания учениками рук. Представим ситуацию, в которой учитель спрашивает тех учеников, которые просятся ответить - в то время часть класса может оставаться в состоянии бездействия и без внимания. Если цель вопроса - упорядочить знания, они будет достигнута только в случае активных учеников. Если вопрос направленна то, чтобы сориентироваться, насколько класс уже сведущий в этой теме, учитель получает ошибочную информацию: незаметные ученики и дальше не будут знать материала. В этой ситуации ответы учеников - непрочный грунт: только часть класса успела за учителем, остальным может не хватить важных сведений, необходимых для понимания и усвоения очередного материала. Если же мы задаем вопрос, чтобы активизировать учащихся и побудить их к размышлениям и самостоятельного решения проблемы, опрос желающих тоже не имеет смысла - интенсивно работать будут только те, кто уже имеет желание. Принцип неподнимания рук помогает учителю лучше контролировать, насколько равномерно он опрашивает всех учеников, не обходит одних и не выделяет других. Можно еще добавить жеребьевка: тянуть карточки с именами учеников - это внесет элемент лотереи -игры и улучшить атмосферу, сделает ее более безопасной и благоприятной для обучения. При выполнении, конечно, остальных условий. Принципы задавания вопросов:
Приемы: не поднимаем рук, согласовываем ответ в группах или парах, кубик блума. Информируем учащихся о целях В АО планирование урока начинается с определения целей урока (или серии уроков) и критериев успеха - конкретных фактов и явлений, после которых учитель и ученик могут узнать, цели были достигнуты. В школьной практике мы чаще озвучиваем ученикам тему урока, которая не всегда однозначна и не всегда совпадает с целями, которые мы хотим достичь. Ученик может вообще не осознавать, до какого пункта он должен дойти. Озвучивание ученикам четкой цели, сформулированной как результат работы на уроке, обычно способствует ее достижению. Методические пособия и учебные программы предлагают нам цели, однако их язык не всегда будет понятен для ученика. К тому же, есть несколько целей урока - и учителю приходится рассуждать, какая из них самая важная, какую предоставить ученикам. Стоит представить себе конечный эффект, довод в пользу того, что на уроке мы не потратили время зря. Важно сосредоточиться на главных вопросах, усвоить основополагающие понятия, без которых невозможно понимание события, причем языком учеников. Определение целей урока ускоряет процесс обучения, а ученики соучаствуют в уроке. 4. Критерии достижения целей и обратная информация По мнению специалистов, самый важный фактор, благоприятный для обучения - подробная и объективная обратная информация. Элементом АА, который неразрывно связан с целями и создает мост к обратной информации, являются критерии достижения цели, которые обнаруживают, была ли и насколько была достигнута цель. Ученик точно знает, какую работу он должен выполнить, какими будут ожидании учителя. Такая ясность - один из элементов построения учебной атмосферы, основанную на доверии к учителю и на самостоятельности ученика. Следует побудить родителей к сотрудничеству. Вместо того, чтобы задавать вопрос « Что ты сегодня получила? » Или « Как было в школе », они могут спросить « Что ты сегодня выучил? », « О чем новое узнал? ». Понимание учащимися критериев достижения целей увеличивает их ответственность и самостоятельность. Озвучивание ученикам требований перед занятиями способствует учебному процессу и делает его открытым. Главное, что ученики знают, что тесты, контрольная, практические работы будут составлены и оценены именно по этим критериям. В АО мы позволяем ученику заметить, какие успехи он имеет, что нового изучил. Эту функцию выполняет обратная информация, плотно связанная с критериями достижения цели. В работах ставим не бал, а пишем свою оценку - обратную связь (информацию). Обратная информация содержит три обязательных элемента: • положительные аспекты работы ученика; • то, что требует исправления (улучшения); • информация о том, как следует выполнить исправления, какой следующий шаг в развитии может сделать ученик. Каждый ученик получает информацию о том, что дальше: «слабый» узнает, над чем и каким образом работать, чтобы усовершенствовать нынешние умения и навыки и усвоить материал, «сильный» получит еще более интересное задание, которое может даже выходит за рамки программы. Конечно, это большой труд для учителя 5. Сотрудничество: взаимооценка и взаимообучени Обратная информация не обязательно должна исходить от учителя, ее автором может быть и другой ученик. Задача учителя - подготовить класс к применению взаимной оценке. Учащиеся должны знать принципы изложения обратной информации и помнить: подавая ее, они обращаются к критериям успеха. взаимооценка- это обратная информация. взаимооценка формирует общественные умения и навыки. Конечно и здесь вырабатываются особые правила , которые должны учитывать все. 6. Самостоятельность: самооценка и планирование собственного обучения Еще одна личность, которая может дать ученику обратную информацию -он сам. Можно допустить, что ученик, который тщательно выполнял задание, будет в состоянии заметить в своей работе не только положительные элементы, но и недоделки. Пожалуй, нет. Ведь самооценка не то же самое, что самопроверка. Ученик может поправить задание с помощью учителя или через сравнение своей работы с образцом, а после самостоятельно определить, что он уже усвоил - а что еще создает проблему. И на этом базируется самооценка. В классе, где царит атмосфера обучения, ученики не имеют проблемы как с подробной самооценкой, так и с сообщением учителю,что они еще не усвоили или не понимают. Они часто обращаются с просьбой подобрать соответствующие упражнения на закрепление или на выявление сложных и неясных вопросов. Такая ситуация полностью меняет роли. Ученик и учитель - союзники. Ученики перестают не выполнять домашние задания. Они быстро понимают, что для них это потеря: в результате они имеют меньшие знания и слабее умения и навыки. Самооценка - это не самопроверка. Ученик сможет наилучшим образом определить, что уже умеет, а что для него создает проблему. недостатки активной оценки
Я думаю, что КОД, проблема оценки - это одна из самых больших забот современной школы. Дети учатся ради оценок, а не для себя. Я почувствовал это на своем опыте - то, что я изучал ради оценок, я совсем не помню. В отличие от того материала, по которому я прошёлся основательно, и который до сих пор помню прекрасно. Активная оценка не требует упразднить оценки, или отказаться от выставления баллов. Она не относится к контрольным, тестовым, проверочным работам. Это оценка процесса учения и развития. Но именно она мощный стимул для получения знаний. Баллы - это информация, или ученики достаточно усвоили определенный материал. Активная оценка - это такая оценка, которая помогает ученикам учиться. Обе оценки нужны: ученик требует информации как о том, что сделал хорошо и что должно улучшить, так и о том, насколько он овладел определенной частью материала. Разница между активной и обычной оценками хорошо иллюстрируется через сравнение: если мы в столовой пробуем суп - это оценка, если то же делает повар на кухне, чтобы убедиться, какой у супа вкус - это активная оценка. Разница в том, что мы с супом уже ничего не сделаем, а вот повар еще может его переделать. Когда мы начнем использовать эту оценку на всех уровнях образования, возможно со временем исчезнет «борьба за оценки» и учеба будет сознательным выбором и будет приносить удовольствие. Потому что тому, кто хочет и любит учиться, балльная оценка не нужна. Учитель лишь до тех пор способен воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием
|
Поиск
Статьи на сайте
Интересные полезные сайты
Архив записей
Block title
Block content |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||