Цель:
О – познакомить учащихся с понятием творчества, творческого процесса, интеллектуальной собственности, логическими и эвристическими задачами. Научить воспринимать и анализировать, систематизировать информацию с экрана.
Р – развивать мышление, внимание, аккуратность.
В – воспитывать у учащихся наблюдательность, сообразительность, увлеченность, бережное отношение к технике.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебный слайд – фильм «Понятие творчества».
План урока.
№ |
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
Организационный момент |
|
|
2 |
Актуализация знаний |
Согласны ли вы с утверждением, что «самым ценным для общества является свободное время человека?». Творчество присуще человеку и важно как для него самого так и для общества в целом. Общество развивается благодаря новым открытиям, идеям и техническим изобретениям. Новые идеи проявляются чаще всего как взрыв, скачок, резкий выход на качественно новый уровень. Как же осуществляется этот творческий «взрыв»? Можно ли проследить механизм творчества и попытаться смоделировать его? – Об это и пойдет речь на нашем уроке |
Восприятие, отвечают на вопросы учителя. |
2 |
Формирование знаний работа с учебным слайд – фильмом «Понятие творчества» |
На свете существует множество определений понятия «творчества». Сравним только три из них:
Попытаемся сравнить эти понятия. Скажите, пожалуйста, что в них общего? Процесс творчества – сложное явление. В 1926 году американский психолог Г. Уоллес предпринял первую попытку обозначить основные стадии творческого процесса.
Существует несколько различных видов искусства: художественное, научное, техническое. Рассмотрим техническое творчество. Техническое творчество – получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах. Техническое творчество включает в себя проектирование и конструирование. Проектирование - разработка и обоснование проекта, какого- либо объекта, отвлеченного от вещественной формы. Результат: проект, представленный в виде текстов, графиков, эскизов, расчетов, моделей. Конструирование - разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей всех его деталей и отдельных частей машины. Отдельное явление – это изобретательство. Творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и решения изобретательских задач создается нечто принципиально новое. Каждый изобретатель должен знать законы, охраняющие интеллектуальную собственность. Согласно Конституции РФ ст. 44: Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Интеллектуальная собственность: информация, идеи, знания, которые могут быть представлены на материальном носителе. Объектами авторского права являются:
В России с 14 октября 1992 года вступил Патентный закон РФ. Согласно этому закону в нашей стране осуществляется правовая охрана изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Эта охрана подтверждается патентом. Действует в течение 20 лет, свидетельство – 5 лет, промышленный образец – 10 лет. Впервые в России охранные документы выдавались при Петре 1. Патентный поиск :
Патент выдают, если изобретение отвечает следующим критериям:
Рационализация - действия, направленные на то, чтобы усовершенствовать, сделать более разумными машину, способ или процесс. «Рацио» (лат.) – «разум». Рационализаторское предложение – посильное каждому техническое творческое решение. Права авторства охраняются бессрочно. Присвоение авторства влечет за собой ответственность по законам РФ
|
Восприятие. Записывают понятия в тетрадях.
Отвечают на вопросы учителя.
Схематично записывают этапы. |
5 |
Практическая работа 5.1 Решение творческих работ. 5.2Тесты на креативность |
Протестируйте себя на креативность (способность к творчеству). Незавершенные фигуры (Тест Торренса) Решение необычных задач (тест Торренса) Придумайте и предложите письменное решение необычных ситуаций.
|
Решить задачи и пройти тестирование на креативность. |
6 |
Анализ работы учащихся, домашнее задание |
Ответьте на вопросы: Сегодня на уроке я узнал что… Мне больше всего понравилось… |
Отвечают на вопросы |
7 |
Уборка рабочих мест |
|
|