Цели: Образовательная - расширение представлений учащихся о
технологических процессах современного производства; дать понятие о резьбе, ее назначении и элементах.
Развивающая - научить читать и изображать резьбы на чертежах;
развить навыки нарезания наружной и внутренней резьбы.
Воспитательная - воспитывать аккуратность и собранность при
выполнении приемов труда, прививать качество экономного
отношения к расходованию материалов.
Задачи:
1.Объяснить учащимся, что такое резьба и ее элементы.
2.Обучить приемам нарезания наружной и временной резьбы.
3.Уделить внимание практической направленности урока.
О Объект работы: Изготовление болтов М8 х 45 и гаек М8 х 8
Материально техническая база:
- Оборудование мастерской.
- Детали с образцами резьб.
- Мерительные инструменты, режущие инструменты,
заготовки и приспособления
- Учебные таблицы и таблицы по Т.Б.
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер
- Экран
Ход занятия.
- Организация учащихся.
- Приветствие;
- Организация рабочих мест;
- Проверка посещаемости учащихся;
- Полная готовность оборудования к работе;
- Опрос темы прошлого урока.
- Порядок выполнения операций при сверлении (разметка,
кернение и сверление).
- Устройство сверла.
- Т.Б. при сверлении.
- Освоение нового материала.
- Назначение резьбы и ее параметры./слайд №1,2/
- Стандартные резьбовые изделия /слайд №3/
- Изделия с винтовой поверхностью/слайд №4/
Резьба применяется для разъемных сверлений деталей между собой и для передачи движения. Например: резьба на конце шпинделя токарного станка предназначена для крепления патрона, а резьба ходового винта служит для передачи движения маточной гайке фартука.
- Профили резьбы./слайд №5/
Наиболее распространенными в машиностроении типами резьб являются -метрическая, дюймовая, трапецеидальная и прямоугольная резьбы, применяемые для соединения деталей, передачи движений и усилений.
Метрическая резьба /слайд №6/ - широко применяется в отечественном машиностроении для резьбовых соединений. Все эти резьбы имеют треугольный профиль с углом d=60° , вершины и впадины которого образованы прямыми линиями. Метрическая резьба относится к резьбам с зазорами, шаг и другие размеры метрических резьб дают в миллиметрах. /слайд №7/ Обозначаются метрические резьбы на чертежах буквой «М» и размерами наружного диаметра и шага, а так же номером резьбы. Различают метрические резьбы как основную и мелкую.
Дюймовая резьба (трубная) /слайд №8/ - в нашем машиностроении применяется редко; только при ремонте некоторых старых и импортных машин. Эта резьба имеет треугольный профиль с углом d=55° , вершины и впадины которого срезаны прямыми линиями. Дюймовая резьба, как и метрическая, относится к резьбам с зазорами, а трубная резьба не имеет зазоров и поэтому применяется для плотных соединений деталей, как газа и водопроводные трубы, а также штуцеры, муфты, угольники./слайд №9/ На чертежах обозначается наружный диаметр в дюймах, а вместо шага резьбы указывается число ее витков на длине в 1″
- Параметры резьбы /слайд №10/
- Шаг резьбы - расстояние между двумя вершинами или впадинами
- Угол профиля - d=60°
- Наружный диаметр резьбы – расстояние между противоположными вершинами.
- Внутренний диаметр резьбы – расстояние между противоположными впадинами.
- Винтовая линия /слайд №11/
В зависимости от направления подъема витка различают правую и левую резьбу.
- Правой резьбой называется резьба, подъем витка, который направлен слева на право.
- Левой резьбой называется резьба с подъемом витка справа налево.
- Образование резьбы /слайд №12/
- Нарезание наружной и внутренней резьбы. /слайд №13/
- Нарезание наружной резьбы с помощью плашки /слайд №14-15/
- Снятие фаски;
- Установка заготовки по угольнику;
- Установка плашки;
- Нарезание резьбы;
- Проверка качества резьбы.
Плашка не должна быть поврежденной (проверяется навинчиванием на болт).
Не допуская перекоса плашки, вращают ее после нарезания 1-2 ниток резьбы. Проверяют совпадение осей вращения плашки и стержня. После этого смазывают мелом резьбовую часть стержня. Вращения должны быть возвратно-поступательными. Качество проверяют резьбовыми микрометрами, кольцами и пробками. В школьных мастерских гайками. После окончания работы плашку вынимают из плашкодержателя, очищают щеткой от стружки, протирают ветошью и смазывают маслом.
При нарезании резьбы плашку следует надежно закреплять в плашкодержателе. При работе соблюдайте осторожность, чтобы рука не попала между рукояткой плашкодержателя и опорой. Для смазки пользуйтесь масленкой. Не сдувайте стружки с плашки, а пользуйтесь сеткой-сметкой. Не допускайте попадания масла на одежду, руки.
Таблица для определения диаметра стержня резьбы. /слайд №16/
D. резьбы |
Шаг/ р./ |
Диаметр стержня. |
М6
|
1,0 |
5,8-5,9 |
М8
|
1,25 |
7,8-7,9 |
М10
|
1,5 |
9,75-9,85 |
М12 |
1,75
|
11,76-11,88 |
2. Нарезание внутренней резьбы с помощью метчика. /слайд №17-18/
Приступив к работе надо выполнить разметку места отверстия с обязательным его направлением
- Установка метчика;
- Проверка угольником установки метчика;
- Навертывание резьбы;
- Проверка качества резьбы.
При нарезании резьбы в вязких и мягких металлах необходимо периодически вывертывать метчик и очистить канавки от стружки. Резьбу следует нарезать последовательно полным набором метчиков. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы не было переноса метчика.
Надо проявлять особую осторожность при нарезании резьбы в глухих отверстиях. Периодически смазывать нарезаемую резьбу маслом.
Таблица для выбора D (р.) /слайд № 19/
|
D. резьбы |
D сверла |
|
|
чугун |
сталь |
|
|
М5
|
4,1 |
4,2 |
|
М6
|
4,9 |
5,0 |
|
М8
|
6,6 |
6,7 |
|
М10
|
8,3 |
8,4 |
М12
|
10,0 |
10,1 |
|
- Практическая часть./слайд № 20/
- Точение стержней диаметром 7,8 для нарезания резьбы М8
- Нарезание резьбы М8 с помощью плашки.
- Сверление отверстий диаметром 6,7 для нарезания резьбы М8.
- Нарезание резьбы М8 с помощью метчика.
- Техника безопасности при работе. /слайд № 21/
- Заключительная часть./слайд №22-24/
- Демонстрация работ.
- Разбор типичных ошибок.
- Закрепление нового материала:
- Выполнение тестовых заданий
- Методические указания при выполнении теста.
- Проверка правильности выполненных заданий.
- Домашнее задание
- Выставление оценок.
- Уборка мастерской.
Методические рекомендации.
После вводного инструктажа несколько учащихся (по числу подготовленных рабочих мест, на которых есть заготовки, резьбонарезной инструмент, штангенциркуль, чертеж, С.О.Ж.) нарезают внутреннюю и наружную резьбу на заранее подготовленных заготовках.
Нарезав резьбу на 3-4 деталях, они вытирают инструмент, вынимают плашку из воротка, отдают работу учителю или ответственному за этот участок, и их место занимают другие учащиеся.
Работа каждого нового ученика начинается с проверки заготовки, организации рабочего места. Желательно занятие организовать так, чтобы учащиеся в будущем работали осознанно, могли самостоятельно подобрать сверло под резьбу, определить диаметр стержня под резьбу, выбрав соответствующий резьбонарезной инструмент.
- Возникают ошибки – перекос резьбы. Избежать ее можно, тщательно контролируя положение плашки в начале резания. Если ученик не может начать резание, он должен в первую очередь проверить, соответствует ли диаметр заготовки справочному, убедиться в наличии фаски. Необходимо проверить плашку. В ходе занятия надо контролировать порядок смен, чтобы ученик, нарезав три детали, передавал инструмент и рабочее место своему товарищу.
- Желательно организовать работу так, чтобы в течении этого и ближайших занятий все учащиеся имели возможность практически освоить приемы нарезания внутренней резьбы.
- Учебные цели вполне обеспечат гайки М10<8 и болты М10 <45, которые в большом количестве нужны для ремонта мебели и других бытовых нужд.