Урок, длиною в жизнь…
Учителем надо будет родиться.
И только после этого стать!
Р. Рождественский
По поводу своего рождения ничего наверняка сказать не могу, но могу с уверенностью заявить, что роль учителя в этой жизни я примерил раньше, чем роль ученика. Сестра, которая старше меня на три года, став однажды первоклассницей, навсегда заболела школой. А так как в ней уже в те далёкие времена рядом с учителем поселился завуч, и ей недостаточно было только учить, а необходимо было ещё и делиться своим опытом, давать открытые уроки, оценивать работу коллег – этим коллегой стал я. Уча воображаемых учеников, учился сам, ведь чтобы заполнять журнал, надо было знать буквы и уметь писать. Потом же, оказавшись в реальной школе, забыл и думать о профессии учителя. Нет, космонавтом стать я тоже не мечтал, а благодаря учителям Мингалёвой Нине Серпионовне, Тяжкороб Эмилии Михайловне, Гребневу Николаю Александровичу и многим другим, которые научили меня думать и вооружили прочными знаниями основных наук, стал студентом Уфимского авиационного института. С ролью учителя столкнулся ещё раз в армии, когда был командиром отделения на курсах молодого бойца, а придя на завод и работая старшим мастером, позже начальником цеха, вновь почувствовал себя преподавателем и, даже, воспитателем.
В школе мог бы быть учителем черчения, математики или информатики, а стал трудовиком. И уже сейчас пришло осознание важности этого предмета, не только потому, что «труд облагораживает», а потому, что этот урок даёт возможность поверить в себя тем, на кого все остальные предметники уже махнули рукой. Надо только суметь им в этом помочь. Верить в возможности учеников, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них способен. Способен по-своему и в своём! Это трудно…. Веру нужно воспитывать в себе, как воспитывают привычку. И именно эта вера ведёт к результату.
Каждое утро захожу в мастерскую, где, как и в прошлом веке, стоят станки, но дух новых десятилетий педагогической деятельности требует эволюции профессиональных взглядов. В век огромных скоростей, лавины информации, когда книга как источник информации не выдерживает конкуренции и заменяется компакт-дисками, флеш-картами, то, что было новым сегодня, завтра неизбежно устаревает, и ученик, одиннадцать лет копивший огромный багаж знаний, сделав несколько самостоятельных шагов в жизни, понимает, что этот багаж подобен бабушкиному сундуку, скорее бесполезному, чем ценному. Академик Александр Минц сравнивает сегодняшнего ученика «напичканного знаниями, но не умеющего их применять» с «фаршированной рыбой, которая не может плавать». И мне, учителю труда, нет, теперь уже технологии, предстоит научить моих подопечных бороздить просторы океана жизни, идти в ногу со временем. А потому я сам в первую очередь должен соответствовать времени.
Считаю, что современный настоящий учитель должен быть прежде всего личностью, ведь «только личность может воспитать личность». Причем такой личностью, за которой хочется идти, которую хочется слушать, открыв рот. А таковой можно стать, только постоянно работая над собой, не расслабляться, максимально использовать свои способности и быть настолько же требовательным к себе, насколько и к окружающим. Современный учитель – профессионал, глубоко и всесторонне знающий свой предмет. Ученики могут простить учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но никогда не простят плохого знания дела. И самый главный вывод, который сделал для себя: учитель – вечный ученик! Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться.
Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Только в деятельности человек постигает работы со знанием, развивает самостоятельность, ответственность за результат своей работы, приобретает опыт достижения цели. И моя задача организовать эту деятельность так, чтобы ученик из исполнителя стал творцом, способным осознанно выбрать, отстоять свою точку зрения, сотрудничать, организовать свою работу, дать адекватную оценку происходящему, находить новые решения, противостоять трудностям. В жизни он сможет брать ответственность на себя, регулировать конфликты, достигать компромисса, уважать мнение другого человека, владеть разными социальными ролями. И тогда никакой поворот событий, никакая нестандартная ситуация не станут преградой на жизненном пути, образование будет не подготовкой к жизни, а самой жизнью.
Мой выбор – постижение мира вместе с моими учениками. Я обязан вести за собой детей, чтобы они не оставались на обочине, чтобы они не становились ненужными. Я должен научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний и труда, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим.
Звенит звонок. « Урок окончен », - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что мой урок, урок длиною в жизнь, будет продолжаться. Ведь я – учитель!