Задачи урока:
- Дать начальное представление учащимся о свойствах металлов и сплавов. Разобрать их физические свойства и области применения – 5 класс.
- Расширить представлений учащихся о металлах. Разобрать их механические свойства и способы испытания – 6 класс.
Прививать качества аккуратности и собранности.
- Развивать у школьников умение выделять главное, анализировать, делать выводы, применять имеющие знания на практике.
- Прививать качества аккуратности и собранности.
Тип урока: Обучающий
Ход урока:
Организационная часть:
- Сообщить учащимся тему и задачи урока.
- План проведения занятия.
Изложение материала:
Методом беседы, используя ИКТ, дать учащимся следующие теоретические сведения
- С целью интереса к уроку вводной беседе рассказать учащимся о значение металлов и сплавов в современном мире.
- Дать определение металлов и перечислить его виды.
- Дать определение сплавов и перечислить его виды.
- Через презентацию дать характеристику металлам и сплавам, разобрать их свойства и применения в быту и технике в следующей последовательности:
Сталь и чугун — это сплавы железа с углеродом. Но в стали содержание углерода немного меньше, чем в чугуне.
- В чугуне содержится от 2 до 4% углерода. Чугун — хрупкий твердый сплав. Поэтому его используют в тех изделиях, которые не будут подвергаться ударам. Например, из чугуна отливают радиаторы отопления, станины станков и другие изделия.
- Привести примеры и показать изделия из чугуна.
- Сталь, как и чугун тоже содержит углерод, но в меньшем количестве до 2% Поэтому он не только прочный, но и пластичный металл. Благодаря этому она хорошо поддается механической обработке. Сталь бывает конструкционной, инструментальной и специальной. Из стали делают металлические конструкции (конструкционная сталь) и режущие инструменты (инструментальная сталь). Инструментальная сталь имеет большую, чем конструкционная, твердость и прочность.
- Привести примеры и показать изделия из стали.
- Алюминий - лёгкий металл серебристо-белого цвета. Обладает высокой электро - и теплопроводностью, коррозийной стойкостью. Алюминий широко используется в электротехнической и химической промышленности, в приборостроении.
- Привести примеры и показать изделия из алюминия.
- Дюралюминий — сплав алюминия с медью, цинком, магнием и другими металлами, серебристого цвета. Обладает высокими антикоррозийными свойствами, хорошо обрабатывается. Дюралюминий широко применяют в авиастроении, машиностроении и строительстве, где требуются легкие и прочные конструкции.
- Привести примеры и показать изделия из дюралюминия.
- медь розово-красный металл. Обладает высокой электро - и теплопроводностью, пластичностью и коррозийной стойкостью. По электропроводности медь несколько уступает лишь серебру. Около 50% всей добываемой меди идёт на нужды электротехнической промышленности.
- Привести примеры и показать изделия из меди.
- Бронза — желто-красный сплав на основе меди с добавлением олова, алюминия и других элементов. Отличается высокой прочностью, стойкостью против коррозии. Из бронзы отливают художественные изделия, делают сантехническую арматуру, трубопроводы, детали, работающие в условиях трения и повышенной влажности.
- Привести примеры и показать изделия из бронзы.
- Латунь — сплав меди с цинком, желтого цвета. Имеет высокую твердость, пластичность, коррозийную стойкость. Выпускается в виде листов, проволоки, шестигранного проката и применяется чаще всего для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности.
- Привести примеры и показать изделия из латуни.
- Обобщая изложенные сведения подвести мысли ребят к тому, что решающими показателями, по которым, судят о пригодности металла к различным условиям работы, являются механические свойства.
- Разобрать по таблице основные механические свойства:
Свойства металлов |
Определение свойств |
прочность |
способность металла сопротивляться разрушению при действии на него нагрузки.
|
твердость |
способность металла сопротивляться внедрению в его поверхность другого более твердого тела. |
упругость |
свойство металла восстанавливать свою форму и размеры после прекращения действия нагрузки. |
пластичность |
способность металла изменять форму и размеры под действием внешней нагрузки и сохранять новую форму и размеры после прекращения действия сил |
вязкость |
— способность металла оказывать сопротивление быстро возрастающим (ударным) нагрузкам |
- При разборке основных механических свойств металлов приводить примеры с предметами из металлов, применяемых в быту и технике, характеризуя их качества.
- Интересное о металлах:
В заключение изложения материала рассказать учащимся о испытании металлов в космосе:
Освоение космоса открывает перед металлургами новые технологические возможности. В невесомости резко меняются процессе течения жидкостей и теплопереноса. Благодаря этому в космосе можно использовать совершенно новые способы получения и переработки металлических и неметаллических материалов.
Расплав под действием поверхностного натяжения принимает шарообразную форму и свободно повисает в пространстве. Как показали американские и советские исследования, расплавленная медь в космосе за 3 секунды образует шар диаметром 10 сантиметров.
Металл не загрязняется примесями, которые на Земле переходят на него со стенок печи. С помощью электрических и магнитных полей свободно парящему расплаву можно предать нужную форму - таким образом родилась новая технология формообразования металлических деталей. Разные расплавы, сильно отличающиеся друг от друга по плотности, идеально смешиваются между собой и после этого не расслаиваются - на Земле это неизбежно происходит под действием силы тяжести. Можно даже смешивать расплавы с газами. Материал, содержащий 87% газа и 13% стали, плавает в воде как пробка. Такие вспененные материалы открывают путь для новых конструктивных решений в судостроении и авиации.
Практическая работа:
Провести с учащимися Лабораторно-практическую работу.
5 класс: ЛПР: «Ознакомление с видами металлов» (приложение №1)
6 класс: ЛПР: «Определение механических свойств металлов» (приложение №2)
- Перед проведением практической работы провести инструктаж по технике безопасности при обращении со слесарными инструментами.
Заключительная часть:
- Подвести итоги урока.
- Предварительный анализ выполнения практической работы
- Выставление оценок
- Домашнее задание