Чт, 25.04.2024, 00:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Технология от Николаева

Меню сайта
Наш опрос
Преподавание по ФГОС
Всего ответов: 90
Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи, доклады и работы

Главная » Статьи » статьи

Новые информационные технологии и стандарт второго поколения

Статья Александра Кондакова,
член-корреспондента РАО

Мне неоднократно приходилось слышать, что концепции образовательных областей и примерные программы, предложенные в качестве документов, сопровождающих ФГОС второго поколения, заставляют вспомнить о содержании школьного образования 90-х, а то и 80-х годов прошлого века. Дескать, в них нет ни слова о компьютерах, электронных образовательных ресурсах и интерактивных досках, которые стали в школах обычным явлением. В связи с этим у меня возникает вопрос: может быть, в концепциях и программах нужно было упомянуть и о таких средствах осуществления образовательного процесса, как мел, ручка, грифельный карандаш, обычная доска? Дело в том, что в этих документах написано о другом: о необходимом объеме знаний, умений, навыков, о компетенциях и видах деятельности, которые должен освоить учебник в результате обучения. Информационные технологии – это другой аспект рассматриваемой проблемы.

А вот когда мы говорим о требованиях к условиям реализации образовательных программ, о них не вспомнить просто невозможно. Нет сомнений, в современном мире любой выпускник школы должен уметь быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию из Интернета, работать с базами данных, обладать другими подобными навыками. Говоря о требованиях к условиям реализации основных образовательных программ, в качестве обязательных атрибутов учебного процесса мы называем компьютерные классы, подключенные к Интернету, мультимедийные проекторы, доступ к электронным библиотекам и базам данных. О том, как планируется использовать новые информационные технологии при реализации ФГОС второго поколения, мы подробно расскажем на семинаре, который состоится 25 декабря 2008 года в Минобрнауки России. В частности, будут представлены современные учебно-методические комплексы и возможности дистанционной поддержки урока в современной школе.

На предыдущем семинаре, который состоялся 29 ноября в Минобрнауки и на котором также обсуждалась проблема использования в школе новых технологий, прозвучала мысль о том, что информационная образовательная среда становится все более открытой, что ребенок имеет возможность общаться с учителем за пределами класса, и это требует новой дидактики. Это совершенно справедливо. Мы должны честно признать, что традиционная классно-урочная система Яна Амоса Каменского постепенно уходит в прошлое. Необходимы серьезные научные исследования, дающие ответ на вопрос: как обучать детей в новой системе, основанной на современных информационных технологиях?

Участники того семинара, на мой взгляд, не обратили внимания на один ключевой момент: в какой мере использование той или иной технологии в учебном процессе целесообразно и полезно? Мы реализовали несколько программ информатизации школы, разрабатывали электронные учебники, апробировали дистанционные технологии получения образования, создавали коллекцию медиа-объектов и отрабатывали сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Для оснащения школ много сделано в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Но, к сожалению, мы не уделяли должного внимания разработке психолого-педагогических основ организации учебного процесса в условиях новой информационной среды, его дидактике. Уверен, этот недостаток мы вскоре сможем ликвидировать. Уже в следующем году Российская академия образования планирует представить итоги своих разработок, касающихся дидактики современной информационно-образовательной среды.

Необходимо понимать, что в новых стандартах не содержится каких-то революционных требований к результатам образования, в корне меняющих жизнь школы. Мы стремились максимально учесть то, что абсолютно необходимо современному человеку для успешной деятельности. При этом мы не абсолютизируем значение новых информационных технологий для современной школы. Просто нужно понимать, что мы располагаем иными средствами получения, обработки и анализа информации, чем в 80-е прошлого века, когда, кстати, я начинал работать в школе учителем. Тогда тоже было характерно повальное увлечение новыми (для тех времен, разумеется) технологиями. Во всех школах внедряли технические средства обучения (ТСО) – классы оснащали слайд-проекторами, кинопроекторами и проч. Проверяющая комиссия, сидевшая на моем уроке, оценивала не степень освоения учениками материала и умение применять его на практике, а то, использует учитель проекторы или нет. Если я их включал несколько раз на протяжении урока, то моя работа оценивалась высоко. К сожалению, сегодня в школах деятельность учителя зачастую оценивают, исходя из того, обращается ли он к компьютерным технологиям, но вовсе не на том основании, дает ли это эффект, получают ли от этого пользу его ученики.

Не думаю, что благодаря новым информационным технологиям мы вправе требовать от учеников достижения неких сверхрезультатов в образовательном процессе. Однако новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Не случайно ФГОС второго поколения – и в этом принципиальное отличие от предшествующих разработок – во главу угла ставит личностный результат образования. Возможность реализации, казалось бы, традиционной советской концепции развивающего обучения, одна из характерных особенностей которой – индивидуализация образования, стала возможна именно благодаря появлению новых информационных технологий.

В той образовательной среде, которая существует в современной школе и особенности которой учтены в разработке ФГОС второго поколения, учитель 1980-х годов, не владеющий современными технологиями, конечно же, не сможет работать полноценно. Но он в течение довольно короткого времени смог бы адаптироваться к этой среде. Учителя быстро осваивают информационные технологии, и это отнюдь не только умение работать на компьютере, но и работа с электронными образовательными ресурсами. Многие учителя находят материал для своих уроков в Интернете, адаптируют этот материал и используют в повседневной работе. Недавно в Оренбурге я присутствовал на уроке в начальной школе, который вела 60-летняя учительница. Всю жизнь она работает по комплекту Занкова, а теперь включает мультимедийные технологии, контент из Интернета в учебный процесс.

Другой вопрос, что мало кто специально обучает учителей работе с электронными образовательными ресурсами, да и качество этих ресурсов оставляют желать лучшего. На ноябрьском семинаре в Минобрнауки России были продемонстрированы фрагменты электронных ресурсов, в которых представитель Российской академии наук тут же нашел несколько грубых ошибок…

Я убежден, что электронные ресурсы – разумеется, выверенные с научной и методической точки зрения, - целесообразно использовать в рамках учебно-методических комплексов, включающих в себя как учебники и другие материалы на бумажных носителях, так и электронное сопровождение, размещенное на компакт-дисках и в Интернете.

Категория: статьи | Добавил: palych-2 (18.01.2015)
Просмотров: 788 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Случайное фото
Block title
Block content

Все права защищены © 2024. Технология от Николаева
Создать бесплатный сайт с uCoz Индекс цитирования. Таблица html Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика