Вт, 23.04.2024, 20:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Технология от Николаева

Меню сайта
Наш опрос
Преподавание по ФГОС
Всего ответов: 90
Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи, доклады и работы

Главная » Статьи » Доклады

Формирование профессиональной компетенции педагога в условиях развития современной системы образования.

ДОКЛАД

на заседании ГМО

Образование вошло в эпоху, когда педагогические системы должны быть не только развивающими, но и развивающимися. То, в какой мере оно сможет эффективно отвечать вызовам времени, во многом зависит от педагогов, их готовности и способности включиться в процессы обновления практики образования.

Новая личностно-ориентированная парадигма приоритетом обозначила направленность образовательной системы на обеспечение необходимых условий для развития личности, на создание атмосферы творческого самовыражения и самореализации.

По выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования, американского ученого М.Ш.Ноулза, «компетентным человеком может быть только тот, который способен применять свои знания в изменяющихся условиях, и … чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

Важная роль в этом процессе отводится педагогам, способным демонстрировать на практике свою профессиональную компетентность и создающим условия для становления ключевых компетенций у своих  учеников. Главная цель их деятельности - формирование личности, активно, компетентно и эффективно участвующей во всех сторонах общественной жизни.

В педагогике понятие «профессиональная компетентность» обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу и употребляется наряду с такими понятиями, как «квалификационная характеристика», «профессиональная готовность», «профессионализм».

Профессиональную компетентность педагога можно условно разделить на две составляющих: деятельностную (профессиональные компетенции) и личностную (личностные компетенции).

Деятельностная составляющая профессиональной компетентности педагога в условиях развивающего обучения предполагает следующие особенности педагогической деятельности и образовательной практики:

  • отсутствие прямого или косвенного давления на обучающегося в процессе проведении занятий; демократический стиль общения, позволяющий успешно применять авторские приемы активизации познавательной деятельности, т.е. то, что в значительной степени выражает уникальность, самобытность педагога и личности ученика;
  • целостность профессиональной деятельности преподавателя: взаимосвязь, логическая завершенность занятий и исследовательских интересов;
  • способность ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать
  • широта кругозора, творческая интерпретация эмпирического знания сочетаются с фундаментальной теоретической подготовкой.

Личностная составляющая профессиональной компетенции педагога, работающего по личностно-ориентированной парадигме, отличается творческой целенаправленностью, отсутствием амбициозности, готовностью к сотрудничеству на равных как с коллегами, так и с обучающимися.

В конечном счете, профессиональную компетентность следует рассматривать как: интеграцию знаний о предмете, о методике и дидактике преподавания, а также владение культурой педагогического общения с целью достижения качественных результатов в обученности и воспитанности школьников.

Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Это условное деление на параметры по способу проведения оценки. Первая – внешняя (суммирующая) связана с самооценкой педагога, вторая – внутренняя (формирующая) связана с анализом результатов его педагогической деятельности и затруднений, возникающих в процессе осуществления этой деятельности.

Исследователем Фишман И.С. разработаны и апробированы контрольно-измерительные материалы, позволяющие осуществлять базовую оценку уровня сформированности профессиональных компетенций на основании проектной деятельности в рамках реализации современных педагогических технологий «метод проектов» (внутренняя оценка) и компетенций, связанных с коммуникационной культурой, направленной на выстраивание отношений с учащимися в режиме продуктивного диалога (внешняя оценка).

Зачастую уровень профессиональной компетентности педагога измеряется исключительно в режиме внешней оценки. Это важно, если учитывать тот факт, что формирование профессиональных компетенций может происходить в рамках традиционных форм обучения, содержание которых, безусловно, будет изменяться под влиянием заданий, выявляющих степень сформированности компетенций учащихся.

Уровень профессиональной компетентности педагога работающего в условиях реализации системы развивающего обучения не должен измеряться только в режиме внешней оценки. Равноценную роль должна играть и внутренняя оценка, т.е. анализ педагогом собственной проектной деятельности.

Педагогическое проектирование представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построение ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта.

Результатом проектной деятельности педагога становится: направленность учебных программ и методик на развитие личности обучающегося, формирование готовности к продуктивному мышлению и способности к саморазвитию в условиях самостоятельной деятельности.

С моей точки зрения, проектирование служит показателем способности педагога к прогнозированию результатов той образовательной деятельности, которую он осуществляет. Без учета ожидаемых результатов этой деятельности невозможно говорить о наиболее оптимальных способах (методах, приемах, технологиях, формах), выбранных для их достижения.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога должна оцениваться комплексно, с учетом всех вышеназванных параметров.

Профессиональные компетентности обладают интегративной природой, позволяют совершенствовать знания, умения, навыки, формировать у детей опыт самостоятельной творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, т.е. развивать их в личностном плане.

Таким образом, профессиональная деятельность является главным компонентом труда педагога, анализ которой позволяет получить всестороннюю оценку его профессиональной компетентности. Степень соответствия реально сформированных качеств современным требованиям характеризует уровень профессиональной компетентности педагога, определяющий успешность его практической деятельности.

 

Категория: Доклады | Добавил: palych-2 (18.01.2015)
Просмотров: 838 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Случайное фото
Block title
Block content

Все права защищены © 2024. Технология от Николаева
Создать бесплатный сайт с uCoz Индекс цитирования. Таблица html Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика